вторник, 29 октября 2019 г.

Рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы для студентов


Рекомендации по выполнению самостоятельной
внеаудиторной работы для студентов
1. СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п главы
Название главы
Страница
1
Содержание
3
2
Пояснительная записка
4
3
Обязательные и рекомендованные виды внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР)
5
4
Критерии оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося (ВСР)
6
5
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы по химии
9

6
Самостоятельная работа (ВСР)
11
7
Рекомендации по выполнению самостоятельной
внеаудиторной работы для студентов
18
8
Заключение
38
9
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
39
10
Приложение 1.
Формы и виды самостоятельной работы студентов
20
11
Приложение 2. Характеристика заданий
21
12
Приложение 3. Примерные критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием балльно-рейтинговой системы
35
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
Уважаемые обучающиеся! 
Дисциплина «ОДп.04 Химия» по профессии: 19.01.17 « Повар, кондитер» изучается в течение 5 семестров. В процессе обучения учебным планом предусмотрен экзамен.Для получения допуска к экзамену Вам необходимо в установленные сроки выполнить все обязательные задания по внеаудиторной самостоятельной работе (ВСР). К необязательной работе относится научно – исследовательская работа студентов, которая выполняется по желанию студентов, претендующих на оценку «5». На внеаудиторную самостоятельную работу учебным планом отводится: 36 часов. Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объёма, уровня сложности, конкретной тематики.
План внеаудиторной самостоятельной работы предусматривает выполнение работы по выбору (выбор темы студент выбирает из предложенного списка), но в течение каждого семестра, согласно графика изучения дисциплины в текущем полугодии.
Формы и виды самостоятельной работы студентов смотри в Приложении №1.
Вам необходимо выполнить внеаудиторные самостоятельные работы, указанные в Таблице 1:
Таблица 1
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ВИДЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ВСР).
№ п/п
Вид самостоятельной работы
Результат работы
1
Подготовка информационного сообщения, доклада
Устная защита
2
Написание реферата
Устная защита
3
Составление опорного конспекта
Письменная работа
4
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме
Письменная работа
5
Решение расчетной задачи
Письменная работа
6
Решение упражнений
Письменная работа
7
Составление кроссворда по теме и ответов к нему
Письменный отчёт
8
Составление схемы, иллюстрации (рисунка)
Письменный отчёт
9
Изготовление информационной модели или блока моделей
Домашняя практическая работа. Объёмная наглядность
10
Создание материалов-презентаций
Устная защита, информация на электронном носителе
11
Научно-исследовательская деятельность студента (проект)
(рекомендовано)
Устная защита, информация на электронном носителе
  
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ(ВСР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:
-          уровень освоения обучающимися учебного материала;
-          умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
-          сформированность общеучебных умений;
-          умения обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-          обоснованность и четкость изложения ответа;
-          оформление материала в соответствии с требованиями;
-          умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
-          умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
-          умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Самостоятельная работа обучающихся включает в себя:
-          подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным, Интернет-конференциям и др.) и выполнение соответствующих заданий;
-          самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;
-          выполнение письменных контрольных и курсовых работ, электронных презентаций;
-          подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе курсовым, цикловым и комплексным экзаменам и зачётам;
-          подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;
-          работу в кружках, семинарах и т.п.;
Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется обучающимися инициативно, с целью реализации собственных учебных и научных интересов.
График ВСР обучающегося включает обязательные и рекомендуемые виды самостоятельной работы.
Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:
для овладения знаниями:
-          чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет);
-          составление плана текста;
-          графическое изображение структуры текста;
-          составление электронной презентации;
-          конспектирование текста;
-          выписки из текста;
-          работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами;
-          учебно-исследовательская работа;
-          использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
для закрепления и систематизации знаний:
-          работа с конспектом лекции;
-          работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа;
составление таблиц для систематизации учебного материала;
изучение нормативных материалов;
 ответы на контрольные вопросы
-          аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
-          подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;
-          составление библиографии, тематических кроссвордов и др.
для формирования умений:
-          решение задач и упражнений по образцу;
-          решение вариативных задач и упражнений;
-          выполнение иллюстраций, схем;
-          подготовка к деловым играм;
-          опытно-экспериментальная работа;

Примерные характеристики заданий и ориентировочные затраты времени на каждый вид приведены в Приложении 2.

Примерные критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием балльно-рейтинговой системы приведены в Приложении 3.




3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ
п/п
Наименование разделов и тем
Вид обязательной самостоятельной работы
Кол-во ча
сов
Результат работы
1
ОДп.09.01. Раздел 1. Органическая химия

18,5

ОДп 09.01. 01.Тема 1 Теория строения
органических соединений
Подготовить доклад или сообщение
1
Письменная работа Устная защита
ОДп 09.01. 02
Тема 2.
Углеводороды
Составить сводную таблицу групп углеводородов
1
Письменная работа
Изготовить модели трёх органических соединений
2
Домашняя практическая работа. Объёмная наглядность
Подготовить схемы, иллюстрации
1
Письменная работа
Выполнить проект  и подготовить его к защите
8
Устная защита, информация на электронном носителе
Решить задачи
1
Письменная работа
ОДп 09.01. 03.
Тема 3. Кислородсодержащие соединения
Решение задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
2
Письменная работа
Подготовить и создать презентацию
3
Устная защита, информация на электронном носителе
Подготовить сообщение
1
Письменная работа Устная защита
Написать реферат
4
Письменная работа
Выполнить проект
8
Устная защита, информация на электронном носителе
ОДп 09.01.04.
Тема 4. Азотсодержащие соединения:
Решить расчётные задачи по химическим формулам и уравнениям.
1
Письменная работа
Создать презентацию
1,5
Устная защита, информация на электронном носителе
Подготовить проект
8
Устная защита, информация на электронном носителе
2
ОДп 09.02.

Раздел 2.
Основные понятия и законы химии химии
Решение расчетных задач
1
Письменная работа
Подготовить презентацию
1,5
Устная защита, информация на электронном носителе
Подготовить доклад
1
Письменная работа Устная защита
3
ОДп 09.03.
Раздел 3.
Строение вещества
Решение теоретических задач на строение атома и веществ
1
Письменная работа
4
ОДп 09.04.
Раздел 4. Химические реакции
Решение расчетных задач по химической формуле и уравнению реакции
1
Письменная работа
Решение расчетных задач на определение количества вещества по базовым формулам
1
Письменная работа
Решение окислительно – восстановительных реакций
1
Письменная работа
5
ОДп 09.05.
Раздел 5.
Растворы
Решение расчётных задач по химической формуле и уравнению реакции
1
Письменная работа
Подготовить презентацию
1,5
Устная защита, информация на электронном носителе
Подготовить сообщение
1
Письменная работа Устная защита
6
ОДп 09.06.
Раздел 6. Обобщение знаний
о металлах, неметаллах
и их
соединениях.
Создать опорный конспект по теме «Металлы» и «Неметаллы»
2
Письменная работа
Составить тематический кроссворд (10-15 слов).
1
Письменная работа
Решить упражнение. Записать уравнения реакций по схеме, укажите условия
1
Письменная работа
Подготовить сообщение
1
Письменная работа Устная защита
Подготовить презентацию
1,5
Устная защита, информация на электронном носителе
Выполнить исследование и защитить проект
8
Устная защита, информация на электронном носителе
ИТОГО
36


І курс, І полугодие


Раздел І.  ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ



ОДп 09.01. 01.Тема 1Теория строения
органических соединений
1
1
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной  литературы (по вопросам, составленным преподавателем).
-
3
2
Подготовить доклад или сообщение по темам:
1.       «Сравнение классификаций соединений и реакций в неорганической и органической химии.»
2.       « История возникновения и развития органической химии».
3.       « Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова».
4.       « Витализм и его крах».
5.       « Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии».
6.       : «Источники органических соединений»
1
3

ОДп 09.01. 02. Тема 2. Углеводороды
5

3
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной  литературы (по вопросам, составленным преподавателем).
-
3
4
Составить сводную таблицу групп углеводородов
1
3
5
Изготовить модели трёх органических соединений
2
3
6
Подготовить схемы, иллюстрации по темам:
1.                «Волокна. Их значение в нашей жизни»,
2.                 «Экологические проблемы при использовании полимеров»,
3.                «Классификация и назначение каучуков»,
4.                 «Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия»,
5.                Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы»,
6.                «Молекулы – гиганты»,
7.                «Резинотехническое производство и его роль в научно - техническом прогрессе».
1
3
7
Выполнить проект  и подготовить его к защите по одной из тем:
1.                 «Полимеры и их применение в моей будущей профессии»,
2.                  «Тефлон и его применение в моей будущей профессии»,
3.                Выделение натурального каучука из млечного сока фикуса или одуванчиков.
8
3
8
Решить задачи по вариантам на :
Вывод формулы углеводорода по массовым долям углерода и водорода, входящим в его состав.

1
3

ОДп 09.01. 03.
Тема 3. Кислородсодержащие соединения

2,5

9
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной  литературы (по вопросам, составленным преподавателем).
-
3
10
Решение задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
1
3
11
Подготовить и создать презентацию по одной из тем:
1.      «Алкоголизм и его профилактика»;
2.      «Использование спирта в промышленности и в быту»;
3.      «Этанол: величайшее благо и страшное зло»;
4.      «Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность»;
6. «Использование спирта этанола в кулинарии».

1,5
3

Всего за семестр
8,5


І КУРС,   ІІ полугодие



ОДп 09.01. 03. Тема 3. Кислородсодержащиесоединения(продолжение)
7,5

12
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной  литературы (по вопросам, составленным преподавателем).
-
3
13
Решение задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
1
3
14
Подготовить сообщение по одной из тем:
1.     «Омыление жиров».
2.     «Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности»
3.     «Практическое значение уксусной кислоты».
1
3
15
Написать реферат одной из тем:
1.             «Что и почему растворяет ацетон?»;
2.            «Уксусная кислота и её применение на кухне и в промышленности».
4
3
16
Создать презентацию по одной из тем:
1.     «История уксуса»;
2.     «Сложные эфиры и их значение в природе, быту и в производстве продуктов питания»;
3.     «Жиры как продукт питания и химическое сырьё»;
4.     «Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути её решения»;
5.     «Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки»;
6.     «Мыло: друг или враг?»
1,5
3
17
Выполнить проект по одной из тем:
4.            Изготовление мыла.
5.            Выделение эфирных масел из растений.
6.            Витамины: их химический состав и функции в организме человека.
7.            Масло какао. Технология изготовления шоколада.
8.            Выделение лимонной кислоты из лимонов.
8
3

Всего за семестр
7,5


ИТОГО за І курс
16


ІІ КУРС,   І полугодие



ОДп 09.01.04.
 Тема 4. Азотсодержащие соединения:
2,5

18
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной  литературы (по вопросам, составленным преподавателем).
-
3
19
Решить расчётные задачи по химическим формулам и уравнениям.
1
3
20
Создать презентацию по одной из предложенной тем:
1.       «Анилиновые красители: история, производство, перспектива»;
2.       «Синтетические волокна на аминокислотной основе»;
3.       «Жизнь – это способ существования белковых тел…»;
4.       «Белковая основа иммунитета»;
5.       «Витамины. Виды витаминной недостаточности»;
6.       «Сравнение ферментов с неорганическими катализаторами»
1,5
3
21

Подготовить проект по одной из  тем:
1.      «Характеристика жиров их применение в профессии»
2.      «Свойства и применение углеводов (глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы) в профессии повар, кондитер»
3.      «Практическое значение уксусной кислоты»
4.      «Полимеры в будущей профессии»,
5.      «Использование белка в кулинари - «здоровое питание».
6.         «Химия пищи»
8
3

Всего за семестр
2,5


ИТОГО  за ІІ курс
2,5


                              ІІІ курс, І полугодие



ОДп 09.02.
Раздел 2. Основные понятия и законы химии

3,5

22
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной  литературы (по вопросам, составленным преподавателем).
-
3
23
Решение расчётных задач по химической формуле и уравнению реакции
1
3
24
Подготовить презентацию по теме:
1.     «Химическая связь и её виды»;
2.     «Пространственное строение молекул»;
3.     «Драгоценные металлы»;
4.     «Редкоземельные элементы»;
5.     «Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в медицинских целях»;
6.     «Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине».
1,5
3
25
Подготовить доклад по одной из тем:
1.            «История учения о периодичности»;
2.            «Предпосылки учения о строении атома»;
3.            «Вклад Д.И. Менделеева в химическую науку»;
4.             «История развития химии»;
5.            «Жизнь и деятельность учёных – химиков».
1
3

ОДп 09.03. Раздел 3. Строение вещества
1

26
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной  литературы (по вопросам, составленным преподавателем).
-
3
27
Решение теоретических задач на строение атома и веществ
1
3

ОДп 09.04. Раздел 4. Химические реакции
3

28
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной  литературы (по вопросам, составленным преподавателем).
-
3
29
Решение расчетных задач по химической формуле и уравнению реакции
1
3
30
Решение расчетных задач на определение количества вещества по базовым формулам
1
3
31
Решение окислительно – восстановительных реакций
1
3

ОДп 09.05. Раздел 5. Растворы
3,5
3
32
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной  литературы (по вопросам, составленным преподавателем).
-
3
33
Решение расчётных задач по химической формуле и уравнению реакции
1
3
34
Подготовить презентации по темам:
1.     «Дисперсные и коллоидные системы в профессии повара-кулинара»;
2.     «Косметические гели»;
3.     «Применение суспензий и эмульсий в производстве кулинарных изделий»
1,5
3

Подготовить сообщения по темам:
1.      «Жидкие кристаллы»
2.      «Гели в жизни человека»
3.  «Многообразие смесей в природе»
4. «Дисперсные системы, их роль в жизнедеятельности человека»
1
3

Всего за семестр
11


ІІІ КУРС,   ІІ полугодие



ОДп 09.06. Раздел 6. Обобщение знаний о металлах, неметаллах и их соединениях.
6,5

35
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной  литературы (по вопросам, составленным преподавателем).
-
3
36
Создать опорный конспект по теме «Металлы» и «Неметаллы»
2

37
Составить тематический кроссворд (10-15 слов).
1
3
38
Решить упражнение. Записать уравнения реакций по схеме, укажите условия.
1
3
39
Подготовить сообщение по одной из тем:
1.                «Коррозия металлов и способы защиты от неё»
2.                «Сплавы металлов. Применение металлов и их соединений».
3.                «Аккумуляторы»
4.                «Создание химического источника тока»
5.                « Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту».
6.                 «Химическое производство и проблемы экологии»
7.     «Металлургия как фактор загрязнения окружающей среды»
8.     «Химия в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность».
9.     «Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
1
3
40
Подготовить презентацию по одной из тем:
1.     «Многообразие смесей в природе»
2.     « Вода как реагент и как среда для химического процесса».
3.     « Аморфные вещества в природе, технике, быту».
4.     «Современные методы обеззараживания воды».
5.     « Инертные или благородные газы».
6.     «Рождающие соли - галогены».
7.     «Защита озонового экрана от химического загрязнения».
1,5
3
41
Выполнить исследование и защитить проект по одной из тем:
1.      «Применение твёрдого и газообразного оксида углерода (IV) в профессии повар, кондитер»;
2.     Металлы, их характеристика, практическое значение, применение в будущей профессии»;
3.     «Минеральные воды и их использование в будущей профессии»;
4.     «Использование неметаллов в моей профессиональной деятельности»;
5.     «Химия вокруг нас».
8
3

Всего за семестр
6,5


ИТОГО за ІІІ курс
17,5


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
  Приложение 1
Формы и виды самостоятельной работы студентов:
1.       Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
2.       Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
3.       Работа со словарем, справочником.
4.       Поиск необходимой информации в сети Интернет.
5.       Конспектирование источников.
6.       Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
7.       Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
8.       Подготовка к различным формам промежуточной       и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).
9.       Выполнение домашних контрольных работ.
10.  Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
11.  Выполнение творческих заданий.
12.  Проведение опыта и составление отчета по нему.
13.  Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
14.  Написание реферата.        Подготовка         к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
15.  Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
16.  Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
17.  Выполнение интегрированного (междисциплинарного) проекта. Подготовка к его защите.
18.  Подготовка к участию в деловой        игре, конкурсе, творческом соревновании.
19.  Подготовка к выступлению на конференции
20.  Выполнение расчетных задач.
21.  Изучение инструкционной и технологической карты.

 Таблица 2
Карта-маршрут внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине  
ОДп 04 «ХИМИЯ»
Студента _______________________________     _____курс, группа,________ профессия/специальность  19.01.17 « Повар, кондитер»
Тема
Задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося
Количество баллов
Сообщение, доклад
Реферат
Опорный конспект
Сводная таблица
Решение расчётных задач
Решение упражнений
Кроссворд
Схемы, иллюстрации
Информационная модель
Презентация
Научно - исследовательская работа студента
0,25ч- 1ч
1,5ч
10б
1.1












1.2












1.3












1.4












2












3












4












5












6












ИТОГО













Преподаватель                                             Л.А. Иванникова

Приложение
Правила составления формул веществ и уравнений химических реакций
Правила составления формул веществ
Составные части молекулы должны быть уравнены по валентностям. Валентность – это мера способности элемента или частицы к образованию химической связи. Если элемент одновалентный, то он образует одну химическую связь, двухвалентный – две, и так далее.
Важно запомнить, что водород и гидроксид-ион – одновалентные, а кислород в оксидах двухвалентный.
Например, металл калий одновалентный, а кальций двухвалентный. Значит, оксид первого будет К2О, а второго – СаО. А если нужно составить соли калия и кальция, кислотным остатком которых будет Cl¯, то формулы этих солей будут соответственно КСl и CaCl2, потому что кислотный остаток одновалентный.
Если нужно составить формулы гидроксидов калия и кальция, то они будут выглядеть следующим образом: КОН и Са(ОН)2, потому что гидроксид-ион одновалентный.
Если нужно составить формулу кислоты, то нужно выяснить валентность кислотного остатка и соединить его с соответствующим числом водородов. Например, кислотный остаток соляной кислоты Сl¯, значит, формула соляной кислоты – НСl; кислотный остаток серной кислоты SO42–, значит, формула серной кислоты Н2SO4.
Правила составления химических уравнений
Составляя уравнения, нужно помнить о том, что количество атомов одного и того же элемента в левой и правой части уравнения должно быть одинаково:
НСl + KOH = KCl + H2O
Если количество атомов не совпадает, его нужно уравнять, поставив коэффициенты перед формулами веществ (а не дополнительные индексы внутри формул):
Н2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O без уравнивания
Н2SO4 + 2 KOH = K2SO4 + 2 H2O после уравнивания
Н2SO4 + K2OH = K2SO4 + H2
а не вот так: внутри формул, если они написаны правильно, никаких индексов подставлять нельзя!
Если уравнение не уравнивается, то какие-то формулы веществ составлены неправильно.
Правила составления ионно-молекулярных уравнений
В ионно-молекулярных уравнениях те вещества, которые в растворах диссоциируют на ионы, записываются в виде этих ионов, а те, которые не диссоциируют, записываются в виде молекул.
Чтобы выяснить, какие вещества распадаются на ионы, а какие не распадаются, нужно искать соли и гидроксиды в таблице растворимости, для кислот нужно помнить, что сильные кислоты распадаются на ионы, а слабые нет. Оксиды, в том числе вода, металлы и газообразные вещества ионов не образуют.
То есть, если у нас идет химическое взаимодействие с участием металла:
Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2
то в ионно-молекулярном уравнении атом цинка и будет записываться как атом цинка, как он был в молекулярном уравнении Zn, а не Zn2+. Zn2+ – это уже ион цинка, получившийся при диссоциации соли.
Точно также газообразный водород Н2 и будет записываться в ионно-молекулярном уравнении как Н2, а не как 2 Н+. 2 Н+ – это ионы водорода, получившиеся при диссоциации кислоты.
Значит, ионно-молекулярное уравнение будет выглядеть следующим образом:
Zn + 2 H+ + 2 Cl¯ = Zn2+ + 2 Cl¯ + H2
а не так: Zn2+ + 2 H+ + 2 Cl¯ = Zn2+ + 2 Cl¯ + 2H+
И сокращаться между собой Zn и Zn2+ не могут; атом простого вещества цинка и ион цинка, получившийся при диссоциации соли – это две большие разницы. Точно так же не могут сокращаться 2 Н+ и Н2; ионы водорода, получившиеся при диссоциации кислоты, и газообразный водород – это тоже две большие разницы.
Значит, сокращаться в данном случае будут только ионы Cl¯ и сокращённое ионно-молекулярное уравнение будет выглядеть следующим образом:
Zn + 2 H+ = Zn2+ + H2
Кроме того, следует еще раз обратить внимание на то, что соль ZnCl2 распадается на ион Zn2+ и два иона Cl¯, а не на ионы Zn2+ и Сl2¯. Иона Сl2¯ не существует, так же как и иона К2+и т.п., то есть индекс, стоящий после металла, водорода, гидроксогрупп или кислотного остатка, в ионно-молекулярных уравнениях ставится как коэффициент перед символом иона.
Например, вещества К2SO4, H3PO4, Ва(ОН)2, Al2(SO4)3 будут диссоциировать следующим образом:
К2SO4 = 2 К+ + SO42-
H3PO4 = 3 Н+ + РО43-
Ва(ОН)2 = Ва2+ + 2 ОН¯
Al2(SO4)3 = 2 Al3+ + 3 SO42-
Если в уравнении реакции есть коэффициенты перед формулами веществ, то они относятся ко всем ионам, на которые распадается данная молекула. Если при этом есть еще и индексы, которые относятся только к части молекулы, например, к кислотному остатку, как в молекуле СаCl2, то они перемножаются с коэффициентами, стоящими перед формулой вещества. Например, взаимодействие солей хлорида кальция и фосфата калия будет записываться следующим образом:
3 СаCl+ 2 K3PO4 = Ca3(PO4)2↓ + 6 KCl
3 Ca2+ + 6 Cl¯ + 6 K+ 2 PO43- = Ca3(PO4)2↓ + 6 K+ 6 Cl¯
3 Ca2+ + 2 PO43- = Ca3(PO4)2
Обратите внимание, что перед ионом Ca2+ стоит коэффициент «3», а перед ионом Cl¯коэффициент «6» с учетом перемножения коэффициента, который стоит перед молекулой СаCl2, и индекса после атома хлора в молекуле. А коэффициент «6», стоящий перед молекулой KCl, относится в равной степени и к калию и к хлору, поэтому в виде ионов это вещество будет записано как 6 K+ 6 Cl¯.


1.1.  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Критериями        оценки       результатов        внеаудиторной   самостоятельной работы обучающихся являются:
-         уровень освоения учебного материала;
-         уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
-         уровень сформированности общеучебных умений;
-         уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-         обоснованность и четкость изложения материала;
-         оформление    материала  в        соответствии       с        требованиями     стандарта предприятия;
-         уровень   умения   ориентироваться   в потоке  информации,         выделять главное;
-         уровень умения       четко сформулировать проблему,  предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
-         уровень умения       определить,        проанализировать       альтернативные возможности, варианты действий;
-         уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Руководство       внеаудиторной   самостоятельной работой     студентов осуществляют преподаватели, ведущие занятия по дисциплине.
На первом занятии преподаватель знакомит студентов с  методическими рекомендациями по организации внеаудиторной самостоятельной работы в рамках освоения дисциплин, в течение семестра консультирует студентов по отдельным вопросам, связанным с ее выполнением. Консультации могут проходить как в форме встреч со студентами во внеаудиторное время, за счет времени, отведенного на консультации, так и в удаленной форме с использованием сетевых компьютерных технологий.
Преподаватель организует контроль и оценку качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов в рамках текущего контроля успеваемости. За каждую форму контроля студент получает количество баллов (пятибалльная система) в рамках максимума, предусмотренного рабочей программой дисциплины. Баллы суммируются по накопительному принципу и вместе с баллами за задания, выполненные аудиторно, образуют результат студента по текущему контролю.
Примерные критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием балльно-рейтинговой системы даны в (Приложение 3).
Устный контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в форме опроса на лекциях, практических и семинарских занятиях, выступлениях и сообщениях студентов и др. При оценке работы студентов преподаватель вслух мотивирует то или иное количество баллов за ответ или выступление студента.
При проверке письменных работ (тестирование, проверка контрольных, практических, лабораторных работ, рефератов и др.) преподаватель пишет отзыв о работе студентов, в котором указывает на достоинства и недостатки работы, основываясь на критериях оценки, сформулированных в рабочей программе дисциплины.

1.2.  КРИТЕРИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ:
-              требуемый объем и структура работы;
-              логика изложения материала;
-              использование         соответствующей         терминологии,    стиля изложения;
-              повествование от третьего лица;
-              наличие ссылок на источники информации;
-              поставка вопросов и степень их раскрытия;
-              выполнение необходимых расчетов;
-              формулировка выводов по итогам работы.
Выполнение письменных работ осуществляется в отдельной тетрадной тетради для внеуадиторных самостоятельных работ. Перед выполнением задания должна быть написана тема и задание по данной теме. На страницах текста оставлять поля 2,5 см. Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики, кроссворды должны быть аккуратно выполнены карандашом или наклеены копии из учебников. Перечень используемой литературы обязательно указать в тетради.
Письменные внеаудиторные самостоятельные работы студентов находятся у преподавателя до конца учебного года.
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий подразумевает проведение различных форм тестирования, применение электронных систем самоконтроля и др.
Контроль и учет выполнения внеаудиторных самостоятельных работ прописывается в ведомости, которая в конце учебного года сдается на проверку заместителю директора по УПР или заместителю директора по УР 


 Доклад– это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
 Составлять доклад  рекомендуется  по следующему алгоритму:
 1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
3. Составить план доклада.
4.Написать план доклада, в заключение которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
5.Прочитать текст и отредактировать его.
6.Оформить в соответствии с требованиями  к оформлению письменной     работы.
 Примерная структура доклада:
  • Титульный лист;
  • Оглавление (содержание) с указанием страниц;
  • Введение;
  • Основная часть;
  • Заключение;
  • Список литературы. Интернет-ресурсов.

  Реферативное сообщение– краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение.

 Писать реферат рекомендуется по следующему алгоритму:
 Выбрать  тему.
      2.    Продумать и написать  план и введение.
      3.    Написать  содержание и заключение реферативного сообщения.
      4.    Оформить реферативное сообщение в соответствии с требованиями к оформления реферативных сообщений.
      5.  Защита реферативного сообщения (на практическом занятии, на экзамене, студенческой конференции и пр.)
 Примерная структура реферативного сообщения:
  • Титульный лист
  • Оглавление (содержание) с указанием страниц
  • Введение
  • Основная часть
  •  Заключение
  • Список литературы. Интернет-ресурсов.

При оформлении материала рекомендуется соблюдать следующие правила:
  Письменная работа выполняется на листах А4, на одной стороне листа. Кегль – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5. Рекомендуемый объем:
Доклад -   3-5 листов формата А4;
 Реферат – 10-15 листов формата А4   
  При написании письменной работы  необходимо соблюдать следующие поля:
               - сверху 2 см
               - снизу   2 см
               - слева   3 см
               - справа 1,5 см
  Абзац должен начинаться с расстояния 3,5 см.
 Все страницы работы  нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.
 Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис.  и  её номера. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:
 Цифровой материал  оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно после текста.  Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица».  Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не должна быть менее 8 мм.
  Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать  безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».
 При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.
 Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.
  Список  использованной литературы оформляется следующим образом:           
Порядковый номер в списке;
фамилия и инициалы автора;
название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его     номер);
место и год выпуска.

   Конспект-это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой.
 Рекомендации к написанию конспекта:
   Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект - это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта
. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике
     Рекомендации по  составлению  конспекта:
 1.Прочитайте текст учебника.
2.Определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.
3. Выделите взаимосвязи; основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради.
4. Прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей.
   При любом виде конспектирования важно помнить о том, что:
записи полезно делить, для этого используются: 
 1. Подзаголовки.
 2. Абзацные отступы.
 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.

При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:
    1. Делать в тексте конспекта подчёркивания.
    2. На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные".
    3. Заключать основные понятия, формулы, правила и т. п. в рамки.
    4. Пользоваться при записи различными цветами.
    5. Писать разными шрифтами.
    6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.
 В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.


ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Пример 1. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
С2Н4 → Х → Y → С2Н5−О−С2Н5.
Указать условия протекания реакций. Назвать вещества Х и Y.
Решение. Конечный продукт – диэтиловый эфир – получается из этилового спирта, следовательно, вещество Y – этанол. Перейти от этилена к этанолу можно через промежуточное соединение – галогенопроизводное этана (вещество Х).
При взаимодействии этилена с бромоводородом образуется бромэтан:
C2H4 + HBr → C2H5Br.
Бромэтан гидролизуется до спирта действием водного раствора NaOH:
C2H5Br + NaOH → C2H5OH + NaBr.
При нагревании этанола до 140 °С в присутствии серной кислоты в качестве катализатора образуется диэтиловый эфир:
C2H5OH   С2Н5−О−С2Н5 + H2O.
Пример 2. Какая масса пропилата натрия может быть получена при взаимодействии 15 г пропанола-1 с 9,2 г натрия?
Решение. Записываем уравнение реакции между пропанолом-1 и металлическим натрием:
2CH3−СH2−СН2−OH + 2Na → 2CH3−СH2−СН2−ONa + H2.
Определяем количества вещества пропанола-1 и натрия:
υ (С3Н7ОН) =  моль;
υ (Na) =  моль.
Из уравнения реакции следует, что число моль спирта и натрия должны быть равны, следовательно, натрий взят в избытке.
На основании уравнения реакции записываем:
υ (C3H7ONa) = υ(C3H7OH); υ (C3H7ONa) = 0,25 моль.
Определяем массу пропилата натрия, которую можно получить:
(C3H7ONa) = υ(C3H7ONa) ∙ M(C3H7ONa);
m (C3H7ONa) = 0,25 ∙ 82 = 20,5 г.
Пример 3. Формалин представляет собой 40 %-ный водный раствор формальдегида. Рассчитать массу метанола, которую необходимо окислить для получения 600 г формалина.
Решение. Вычисляем массу формальдегида, который потребуется для приготовления формалина:
m (CH2O) =   240 г.
Количество вещества требуемого формальдегида равно
υ (CH2O) =   8 моль.
Составляем уравнение реакции окисления метанола:
CH3OH + [O] → CH2O + H2O.
Из уравнения реакции следует, что υ (CH3OH) = υ(CH2O); υ(CH2O) = 8 моль.
Масса требуемого метанола равна
(CH3OH) = υ(CH3OH) ∙ (CH3OH);
(CH3OH) = 8 ∙ 32 = 256 г.
Пример 4. Составить уравнения реакций, которые надо провести для осуществления следующих превращений: Метан → X → Y → уксусная кислота.
Назвать вещества X и Y.
Решение. При нагревании метана получают ацетилен – вещество Х:
2СН4 → С2Н2 + 3Н2.
Гидратацией ацетилена в присутствии солей ртути (II) синтезируют уксусный альдегид – вещество Y:
C2H2 + H2O → CH3COH.
Окислив уксусный альдегид кислородом воздуха в присутствии катализатора, получают уксусную кислоту:
2СН3СОН + О2 → 2СН3СООН.
Пример 5. В трех пробирках без надписей находятся следующие вещества: этанол, муравьиная кислота, уксусная кислота. Какие химические реакции следует провести, чтобы различить эти вещества?
Решение. Спирт (этанол) можно отличить по действию веществ на индикаторы. Например, кислоты окрашивают синий лакмус в красный цвет, спирт – нет.
Различить муравьиную и уксусную кислоту легко, так как муравьиная кислота проявляет некоторые свойства альдегидов. Например, она вступает в реакцию «серебряного зеркала» (уксусная – нет):
НСООН + Ag2O → CO2↑ + 2Ag + H2O.
Пример 6. Какой объем уксусной эссенции плотностью 1,07 г/мл надо взять для приготовления столового уксуса объмом 200 мл и плотностью 1,007 г/мл? Массовая доля уксусной кислоты в уксусной эссенции равна 80 %, в столовом уксусе – 6 %.
Решение. Определяем массу раствора уксуса, который надо приготовить:
m = V∙ ρ; m = 200 ∙ 1,007 = 201,4 г.
Рассчитаем массу уксусной кислоты, которая содержится в уксусе:
m (CH3COOH) = m ∙ ω (CH3COOH) = 201,4 ∙ 0,06 = 12,1 г.
Вычисляем массу уксусной эссенции m′, которая содержит уксусную кислоту массой 12,1 г:
Находим объем уксусной эссенции:

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
1. Составить уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
С2Н4 → С2Н5СОН → С3Н7ОН → С3Н7СООН.
2. Сколько изомерных карбоновых кислот может соответствовать формуле С5Н10О2? Написать структурные формулы этих изомеров. (Ответ: 4 изомера).
3. При окислении муравьиной кислоты получили газ, который пропустили через избыток раствора гидроксида кальция. При этом образовался осадок массой 20 г. Какая масса муравьиной кислоты взята для окисления?
(Ответ: 9,2 г).
4. В четырех пробирках находятся следующие вещества: пропионовая кислота, раствор формальдегида, раствор фенола в бензоле, метанол. При помощи каких химических реакций можно различить эти вещества?
5. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
CH4 → CH3Cl → CH3ОH → HCOH → HCOOH → CO2.
6. Какие массы растворов уксусной кислоты с массовой долей СН3СООН 90 и 10 % надо взять для получения раствора массой 200 г с массовой долей кислоты 40 %? (Ответ: раствора с массовой долей 90 % − 75 г; 10 % − 125 г).
7. Сколько изомерных карбоновых кислот может соответствовать формуле С6Н12О2? Написать структурные формулы этих изомеров. (Ответ: 9 изомеров).
8. Назвать вещества Х и Y и составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) метанол → Х → формиат натрия;
б) уксусный альдегид → Y → ацетат кальция.
9. Какой объем воды надо прибавить к 300 мл 70 %-го раствора уксусной кислоты (ρ = 1,07 г/мл), чтобы получить 30 %-й раствор? (Ответ: 428 мл).
10. Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
СаС2 → С2Н2 → СН3СОН → СН3СООН.
11. Рассчитать объем оксида углерода (II) (условия нормальные), который потребуется для получения раствора муравьиной кислоты массой 16,1 кг. Массовая доля НСООН в растворе, который требуется получить, равна 40 %.
(Ответ: 3136 л).
12. Написать структурные формулы следующих кислот:
а) 3-метил-2-этилгексановая кислота; б) 4,5-диметилоктановая кислота;
в) 2,2,3,3-тетраметилпентановая кислота.
13. Рассчитать массу бутановой кислоты, которая образуется при окислении бутанола-1 массой 40,7 г. (Ответ: 48,4 г).
14. Какой объем 20 %-го раствора гидроксида калия плотностью 1,2 г/мл потребуется для полной нейтрализации 22,2 г пропионовой кислоты?
(Ответ: 70 мл).
15. Написать уравнение реакции диссоциации бутановой кислоты и реакции получения натриевой соли этой кислоты.
16. Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
пропионовая кислота ← этилен → этанол → уксусная кислота.
17. К раствору муравьиной кислоты массой 36,8 г добавили избыток окислителя. Газ, полученный в результате окисления, пропустили через избыток баритовой воды Ba(OH)2, в результате чего получили осадок массой 39,4 г. Определить массовую долю кислоты в исходном растворе. (Ответ: 25 %).
18. На нейтрализацию 3,7 г одноосновной предельной кислоты израсходовано 100 мл 0,5 М раствора КОН. Написать структурную формулу этой кислоты.
19. На нейтрализацию 30 г смеси раствора уксусной кислоты и фенола израсходовано 100 мл 2 М раствора NaOH, а при действии бромной воды на эту смесь образовалось 33,1 г осадка. Определить массовую долю (%) кислоты и фенола в растворе. (Ответ: 20 % кислоты и 31,3 % фенола).
20. Определить массовую долю хлоруксусной кислоты, полученной при пропускании хлора в 75 %-й раствор уксусной кислоты.

(Ответ: 82,5 %).

Комментариев нет:

Отправить комментарий