практикум

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Порядок  выполнения
 лабораторных  и  практических  работ.

Программа УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ  ОДп.  04  ХИМИЯ для студентов по профессии 19.01.17. «Повар, кондитер» предусматривает выполнение  2 практических работ и 11 лабораторных работ.
Выполнение лабораторных и практических работ – важный этап в изучении курса химии, главный способ овладения теоретическими идеями дисциплины.
В процессе подготовки студенты изучают инструкцию к лабораторной или практической работе по методическим указаниям, теоретический материал по конспекту лекций, рекомендованым пособиям, решают типичные задачи, предложенные преподавателем(или выбраным самостоятельно).
Такая предварительная подготовка является необходимой, так как работа в химической лаборатории лишь тогда имеет смысл, когда она выполняется осмысленно.
Экспериментальная часть работы выполняется после предварительной беседы с преподавателем, в ходе которой студент проявляет теоретические знания , рациональный выбор методики проведения эксперимента и обработки результатов с экономным распределением времени, материалов, реактивов.
Результатом выполнения работы должно быть обобщение и пояснение данных эксперимента, нахождение закономерностей явлений, химического, термрхимического и др. процессов.

Составление  отчёта
о  выполнении  лабораторных  и  практических  работ. 
Работы выполняются студентами индивидуально (в некоторых случаях каждый студент выполняет часть общей работы, а результаты обобщают при обсуждении). Выполнение работы сопровождается записями в тетради для практических работ и в рабочую тетрадь записывают выполнение и лабораторных работ, где указывают название работы, дата выполнения, цели и задачи, записываются основные формулы, уравнения, использованные при рассчётах.экспериментальные данные заносятся в таблицы. После выполнения работы, результаты оформляют в виде  отчета, который подписывает преподаватель.
Отчёт включает в себя условия выполнения эксперимента и рассчётные данные в виде таблиц и графиков, сравнение их с литературными данными (где это возможно), оценка допущенных ошибок и их анализ.
В завершении отчёт должен иметь вывод, в котором отражена полнота и качество достижения целей и задач работы.
Отчёты хранятся у преподавателя

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Практические занятия имеют исключительно важную роль при изучении химии. Особенно важна их роль при изучении химии в химическом классе с углубленным изучением предмета.
В процессе проведения практических работ учащиеся овладевают техникой проведения опытов, глубже и полнее вникают в суть химических явлений, знакомятся со свойствами важнейших веществ и их способом получения.
Данное учебное пособие предназначено для использования учащимися при домашней подготовке к выполнению практических работ и в процессе выполнения их в лаборатории.
Прежде чем приступить к выполнению работы, следует повторить соответствующие разделы учебника и конспекта, ознакомиться с описанием работы и мерами техники безопасности.
Во время проведения опытов нужно внимательно наблюдать за всеми изменениями, происходящими в результате реакций (изменение окраски раствора или реакционной смеси, выделение газов, выпадение осадков и т.д.). Все наблюдения необходимо тщательно записывать.
Записи необходимо вести в отдельной тетради для практических работ, где указывается:
1. Цель работы.
2. Оборудование и реактивы.
3. Называния опытов.
4. Ответы на вопросы заданий для каждого опыта.
5. Выводы к каждому опыту.
6. Итоговый вывод к работе.
Все работы рассчитаны на двухчасовые занятия. Лабораторный практикум включает в себя 4 работы по распознаванию органических и неорганических веществ. Выполняя данные работы, учащиеся должны систематизировать и обобщить знания по неорганической и органической химии. Все работы требуют от учащихся творческого использования ранее полученных теоретических знаний.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
При работе в химической лаборатории существуют общие правила, которые необходимо строго соблюдать.
1. Перед каждой лабораторной работой следует изучить по учебнику относящийся к ней теоретический материал. Тогда лабораторные занятия будут полезными и продуктивными.
2. Начинать опыты, только внимательно прочитав полное описание работы и уяснив технику ее выполнения.
3. Все лабораторные работы выполнять индивидуально или парами по указанию преподавателя.
4. Приступать к выполнению задания только после разрешения преподавателя.
5. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество.
6. Не брать реактивы в большем количестве, чем требуется для опыта.
7. Опыт производить всегда в чистой посуде.
8. Нельзя выливать избыток реактива из пробирки обратно в реактивную склянку.
9. Не следует путать пробки от разных склянок, а также пипетки для взятия реактивов. Чтобы внутренняя сторона пробки оставалась чистой, пробку кладут на стол внешней поверхностью.
10. Не уносить реактивы общего пользования на свое рабочее место. Принять за правило: каждый предмет или реактив возвращать на место немедленно после использования.
11. Все работы с вредными веществами проводить только под тягой. Под тягой наливать концентрированные кислоты и щелочи и не переносить их на рабочее место.
12. Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых летучих и дурно пахнущих веществ, проводить только в вытяжном шкафу.
13. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
14. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
15. Реактивы не пробовать на вкус.
16. При работе с газоотводной трубкой убирать спиртовку из-под пробирки с реакционной смесью нужно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенный в жидкость, удален из нее. В противном случае жидкость засосет в реакционную пробирку, и может произойти растрескивание пробирки.
17. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку нельзя зажигать, наклоняя ее к другой горящей спиртовке. Чтобы погасить спиртовку следует накрыть ее сверху колпачком.
18. Реактивы не брать руками. После окончания эксперимента руки тщательно вымыть.
19. Не загромождать свое рабочее место лишними предметами, содержать рабочее место в чистоте.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ
В лаборатории бывают случаи, требующие неотложной медицинской помощи, – порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами. В особо серьезных случаях необходимо немедленно обратиться к врачу.
Для оказания первой помощи в лаборатории имеется аптечка.
Основные правила первой помощи сводятся к следующему:
1. При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте рану раствором иода и перевяжите бинтом.
2. При ожоге рук или лица реактивом смойте реактив большим количеством воды, затем либо раствором соды (в случае ожога кислотой), либо разбавленной уксусной кислотой (в случае ожога щелочью), а затем опять водой.
3. При ожоге горячей жидкостью или горячим предметом обожженное место обработайте свежеприготовленным раствором перманганата калия, смажьте обожженное место мазью от ожога или вазелином. Можно присыпать ожог питьевой содой и забинтовать.
4. При попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды, а затем промыть разбавленным раствором питьевой соды (при попадании кислоты) или 1 % раствором борной кислоты (при попадании щелочи).

После ознакомления с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории каждый учащийся должен расписаться в журнале по технике безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ


Страница
1
Предисловие для учащихся
3
1.1.
Правила техники безопасности при проведении практических работ
4
1.2.
Первая помощь при несчастных случаях
5
2
Лабораторные работы

2.1.
Растворимость глицерина в воде. Качественная реакция на глицерин с гидроксидом меди (ІІ)
6
2.2.
Реакция метаналя с гидроксидом меди (ІІ).
8
2.3.
Реакция глюкозы с гидроксидом меди (ІІ)
10
2.4.
Свойства крахмала. Качественная реакция на крахмал.
12
2.5.
Денатурация белков.
14
2.6.
Качественные реакции на белки (цветные реакции).
14
2.7.
Сравнение скорости разложения пероксида водорода при использовании разных катализаторов (оксид марганца (IV) и иодид калия)
16
2.8.
Определение рН среды при помощи универсального индикатора
20
2.9.
Сравнение химической активности металлов в реакциях с кислотами.
22
2.10.
Получение гидроксида металла и изучение его свойств.
30
2.11.
Сравнение химических свойств органических и неорганических кислот
35
3
Практические работы

3.1.
Решение экспериментальных задач по теме: «Органическая химия»
39
3.2.
Экспериментальные задачи по темам «Металлы и их соединения», «Неметаллы и их соединения»
41
4
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
43

Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка




Лабораторная работа № 1
Растворимость глицерина в воде. Качественная реакция на глицерин с гидроксидом меди (ІІ)
Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства глицерина.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Оснащение рабочего места: глицерин, вода, штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спирт, медная проволока, CuSO4, NaOH, HCl.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.     Какие органические вещества относятся к спиртам?
2.     Какие спирты называются: первичными, вторичными, третичными, 2-х и 3-х атомными?
3.     Какие органические вещества относятся к одноатомным предельным спиртам, назовите их?
4.     Какие органические вещества относятся к многоатомным спиртам, назовите их?
Контрольные вопросы при допуске к работе:
5.     Какие органические вещества относятся к спиртам?
6.     Какие спирты называются: первичными, вторичными, третичными, 2-х и 3-х атомными?
7.     Какие органические вещества относятся к одноатомным предельным спиртам, назовите их?
8.     Какие органические вещества относятся к многоатомным спиртам, назовите их?
         Задание для отчёта.
1.     Записать краткую запись работы и  наблюдения.
2.     Написать соответствующие уравнения реакций.

ХОД РАБОТЫ
п/п
Краткая запись работы, что брали, что делали
Краткая запись наблюдений


Опыт №1. Растворение глицерина в воде и его взаимодействие с гидроксидом меди.(ІІ)

Вывод:
Контрольные вопросы при защите:
1. Почему спирты, имея в своём составе гидроксильные группы, не являются электролитами?
2. Напишите формулы следующих спиртов:
а) первичного
б) вторичного
в) третичного
3.              Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить    следующие превращения:
Метан → хлорметан → этан → хлорэтан → этанол
Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка


Лабораторная работа № 2
Реакция метаналя с гидроксидом меди (ІІ).
Цель занятия: Лабораторным путем изучить свойства альдегида.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Оснащение рабочего места: Формалин, стакан, вода, NaОН, CuSO4, пробиркодержатель.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.     Какие соединения называются альдегидами?
2.     Назовите характерную  реакцию для альдегидов?
3.     Какие соединения относятся к  карбоновым кислотам?
4.     Что такое кислотный остаток  и радикал в  карбоновых кислотах?
5.     Дайте определение одноосновных предельных карбоновых кислот?
Задание для отчета.
  1. Кратко записать ход выполнения опыта и наблюдения.
  2. Написать соответствующее уравнение реакции.
ХОД РАБОТЫ
п/п
Краткая запись работы, что брали, что делали
Краткая запись наблюдений


Опыт №1. Окисление альдегида








Вівод:

Контрольные вопросы при защите:
1. В чем сходство и отличие процесса поликонденсации от процесса               полимеризации?
2. Написать уравнение реакции взаимодействия:
а) уксусного альдегида с оксидом серебра;
б) пропионового альдегида с оксидом серебра;
в) масляного альдегида с оксидом серебра.
Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка



Лабораторная работа № 3
Реакция глюкозы с гидроксидом меди (ІІ)
Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства  глюкозы.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, глюкоза, NaOH, CuSO4, CaCl2, H2SO4 (k).
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.     Какие соединения относятся к углеводам?
2.     Назовите, как классифицируются  углеводы по строению?
3.     Какие углеводы относятся к моносахаридам?
4.     Какие углеводы относятся к дисахаридам?
5.     Какие углеводы относятся к сложным углеводам?
6.     При помощи, какой реакции можно определить, что глюкоза имеет альдегидную группу?
Задание для отчета.
1. Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
2. Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
п/п
Краткая запись работы, что брали, что делали
Краткая запись наблюдений


Опыт №1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом  меди (ІІ)












Вывод:
Контрольные вопросы при защите:
1. Решите задачу:
(условия задач индивидуальные, взять условие у преподавателя)



Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка



Лабораторная работа № 4
Свойства крахмала. Качественная реакция на крахмал.
Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства крахмала.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований.
Оснащение рабочего места: Штатив с пробирками, крахмал, йод, NaOH, CuSO4, , CaCl2, H2SO4, вода, кусочек хлеба.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.     Какие соединения относятся к углеводам?
2.     Назовите, как классифицируются  углеводы по строению?
3.     Какие углеводы относятся к моносахаридам?
4.     Какие углеводы относятся к дисахаридам?
5.     Какие соединения относятся к полисахаридам?
6.     Какой природный процесс называют фотосинтезом?
Задание для отчета.
1.     Кратко описать ход выполнения опыта и наблюдения.
2.     Написать соответствующие  уравнения  реакций.
         ХОД РАБОТЫ
п/п
Краткая запись работы, что брали, что делали
Краткая запись наблюдений

Опыт №1. Растворение крахмала в воде




Опыт №2. Приготовление крахмального клейстера. Йодная проба.





Опыт №3. Реакция крахмала с ферментом амилазой, с образованием глюкозы


Вывод:

Контрольные вопросы при защите:
1.     Как объяснить, что сок зеленого яблока дает реакцию с йодом, а сок спелого яблока восстанавливает аммиачный раствор оксида серебра?
2.     Какое общее химическое свойство присуще сахарозе, крахмалу и целлюлозе? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
3.     Составьте уравнения реакций получения этилового спирта из крахмала: (C6H10O5)n C6H12O6C2H5OH
Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка



Лабораторная работа № 5
Денатурация белков.
Лабораторная работа № 6
Качественные реакции на белки (цветные реакции).
Цель занятия: Изучить лабораторным путем свойства белков.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований
Оснащение рабочего места: Спиртовка, пробиркодержатель, штатив с пробирками, тигельные щипцы, стеклянная палочка, белок, аммиак, растворы: HNO3, NaOH, CuSO4.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус.
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.     Какие соединения относятся к азотсодержащим?
2.     Какое строение имеют аминокислоты? Какую важную роль они играют в природе?
3.     Какие цветные реакции характерны для определения белков?
4.     Что такое первичная, вторичная, третичная структура белка?
Задание для отчета.
1.     Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
2.     Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
п/п
Краткая запись работы, что брали, что делали
Краткая запись наблюдений
1
Опыт №.5. Денатурация белков.


2
Опыт №.6. Качественные реакции на белки (цветные реакции).
А)

Б)

Вывод:

Контрольные вопросы при защите:
1. Каково биологическое значение белков?
2. Какие вещества называют:
а) нитросоединениями;
б) аминами;
в) аминокислотами.



Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка



Лабораторная работа № 7
Сравнение скорости разложения пероксида водорода при использовании разных катализаторов (оксид марганца (IV) и иодид калия)
Цель занятия: исследовать кинетику реакции разложения пероксида водорода в присутствии катализатора иодида калия различной концентрации и оксида марганца (IV).
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований
Оснащение рабочего места: штатив с лабораторной установкой, лучинка, оксид марганца (IV), растворы: H2O2, KI.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус.
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.     Какая величина связывает скорость химической реакции и концентрации и концентрацию вещества?
2.      Как зависит скорость реакции при использовании разных катализаторов?    
Опыт 1. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV)
Налейте в пробирку 3—4 мл раствора пероксида водорода. Отверстием стеклянной трубочки наберите немного порошка оксида марганца (IV), осторожно высыпьте его в пробирку. Что наблюдаете? Внесите в верхнюю часть пробирки тлеющую лучинку. Что наблюдаете? Дайте характеристику проделанной реакции по всем известным вам признакам классификации химических реакций. Какой катализ вы наблюдали в ходе этого эксперимента?
При внесении в пробирку с пероксидом водорода Н2O2 оксида марганца (IV) MnO2 происходит его разложение с выделением газа кислорода. Если в эту пробирку внести тлеющую лучину, то она вспыхнет.      
2O2(кат.MnO2) = 2Н2O + O2
Эта реакция разложения, необратимая, экзотермическая, окислительно-восстановительная, гетерогенная, каталитическая (гетерогенный катализ).
Опыт 2. Разложение пероксида водорода с помощью иодида калия.
Рис.1.Схема лабораторной установки
Реакцию разложения пероксида водорода проводят в колбочке 1 при температуре, задаваемой термостатом 2.
Колбочку 1 с отводной трубкой помещают в термостат (сосуд или водяную баню) 3 и при помощи резиновой (силиконовой) трубки 2 соединяют с бюреткой 4, как показано на рис. 1.
Реакцию разложения пероксида водорода можно также проводить при комнатной температуре без использования термостата. Условия проведения опыта указываются преподавателем.
Уравнительный сосуд 5 и бюретку 4 закрепляют на штативе и наполняют подкрашенной водой. В бюретке нужно установить уровень жидкости в начале измерительной шкалы, имеющейся на бюретке, поднимая или опуская уравнительный сосуд на штативе. В это время колбочка 1 должна быть открыта.
Затем следует проверить установку на герметичность. Для этого нужно закрыть колбочку пробкой и опустить уравнительный сосуд ниже уровня воды в бюретке. Если уровень воды в бюретке не изменится в течение 3 минут, то считают, что герметичность системы обеспечена.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
В колбочку наливают сначала раствор катализатора KI определенной концентрации, а затем исследуемый раствор Н2О2. Колбочку плотно закрывают пробкой и помещают в термостат (водяную баню).
Выделяющийся в ходе реакции кислород будет вытеснять воду из бюретки со скоростью, зависящей от концентрации раствора катализатора.
Проводят 3 опыта при постоянной температуре.
1) для первого опыта в качестве катализатора берут 3,0 мл 0,1 моль/л KI и к нему добавляют 5,0 мл исследуемого раствора Н2Ос массовой концентрацией примерно 3%;
2) для второго опыта готовят 3,0 мл разбавленного в 2 раза раствора KI, т.е. с концентрацией 0,05 моль/л. Для этого берут 1,5 мл 0,1 моль/л КI и 1,5 мл Н2О2. К приготовленному раствору катализатора добавляют 5,0 мл исследуемого раствора Н2О2;
3) для третьего опыта готовят 3,0 мл раствора KI разбавленного в 3 раза, т.е. с концентрацией 0,033 моль/л, приготовленного путем смешения 1,0 мл 0,1 моль/л раствора KI и 2,0 мл Н2О2. К приготовленному раствору катализатора добавляют 5,0 мл исследуемого раствора Н2О2.
Все три опыта нужно проводить одновременно на трех установках.
Сразу же после приготовления реакционной смеси колбочки следует тщательно закрыть пробками, установить одинаковые уровни в бюретке и
уравнительном сосуде и произвести первое измерение. Записать время начала реакции и начальное показание уровня жидкости по бюретке.
Каждое следующее измерение проводят через 5, 10, 15, 20, 25 минут после начала опыта. При каждом измерении внимательно следят за тем, чтобы уровни жидкости в бюретке и уравнительном сосуде в момент измерения были одинаковы. 
Задание для отчета.
1.     Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
2.     Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
п/п
Краткая запись работы, что брали, что делали
Краткая запись наблюдений
Опыт №.1


Опыт №.2


Вывод: По полученным экспериментальным данным проанализировано влияние катализатора на скорость реакции. За теоретическими представлениями, константа скорости реакции прямопропорциональна концентрации катализатора. В нашей работе, зависимость константы скорости реакции от концентрации катализатора также имеет почти прямолинейную зависимость. Разницу в значениях константы скорости реакции (которая теоретически должна быть одинакова) можем объяснить неточностями проведения эксперимента (например, при фиксации объема в конкретном промежутке времени).
Контрольные вопросы при защите:
1.     Какие факторы влияют на скорость химических реакций?
2.     Почему выражение скорости химической реакции имеет отрицательное значение?
Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка



Лабораторная работа № 8
Определение рН среды при помощи универсального индикатора
Цель занятия: Лабораторным  путем изучить среду растворов.
Приобретаемые умения и навыки: Выработать умения и навыки в обращении с химическими реактивами.
Оснащение рабочего места: штатив с набором пробирок, дистиллированная вода, раствор H2SO4, раствор NaOH, растворы солей: CuSO4, NaCl, Na2CO3, индикаторы: синий и красный лакмус, метилоранж и фенолфталеин.
Особые правила по технике безопасности:
1. Проводить опыты в чистой посуде.
2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
3. Строго запрещается: а) переходить на другое рабочее место без разрешения; б) перебрасывать друг другу какие-либо вещи; в) оставлять пробирки и другую какую-либо посуду грязной.

Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Что такое индикаторы? Для чего их используют?
2. Какие индикаторы вы знаете?
3. В каких случаях соль имеет кислую, щелочную среду? Привести примеры.
4. При помощи каких индикаторов можно определить среду раствора?
Задание для отчета.
1. Заполнить таблицу, указав полученный цвет индикатора в дистиллированной воде, щелочи, кислоте.
2. Напишите уравнение реакций электролитической диссоциации кислоты и щелочи. Указать какие ионы влияют на изменение окраски индикатора.

ХОД РАБОТЫ
Опыт №1. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей.
Индикаторы
Окраска индикатора
в воде
в щелочи
в кислоте
в соли
лакмус синий





лакмус красный





фенолфталеин





метилоранж





Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы при защите:
1.     Напишите диссоциацию  кислот, оснований и солей.
Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка



Лабораторная работа № 9
Сравнение химической активности металлов в реакциях с кислотами.
Цель занятия: изучить химические свойства металлов научиться составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с водой, кислотами, щелочами
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований
Оснащение рабочего места: Спиртовка, пробиркодержатель, штатив с пробирками, фенолфталеин, стеклянная палочка, лучина, цинковые опилки, алюминиевый порошк, Натрий (мет.) или Кальций (мет.), Цинк (мет.), Медь (мет.),  растворы: HNO3, NaOH, Н2SO4(конц).
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус.
2. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку при работе не зажигать, наклоняя ее к другой спиртовке.
3. Нагревая раствор, не наклоняться над сосудом т.к. возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону товарищей.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Металлы, имея низкие потенциалы ионизации, легко отдают валентные электроны и образуют положительно заряженные ионы:
M − nē = Mn+ .
Поэтому металлы в химических реакциях являются восстановителями и способны взаимодействовать с различными веществами − окислителями.
Рассмотрим некоторые типичные случаи такого взаимодействия.
1. Металлы высокой химической активности могут разлагать воду с вытеснением водорода при комнатных температурах:
2K + 2H2O = 2KOH + H2.
2. С кислотами металлы реагируют различно в зависимости от активности самого металла и окислительных свойств кислоты:
– В разбавленной серной кислоте и в растворах галогеноводородов окислителем является ион H+, поэтому в них растворяются металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода:
Cd + H2SO(разб.) = CdSO4 + H2;
Ni + 2HCl = NiCl2 + H2.
– Концентрированная серная кислота является окислителем за счет S+6 и может при нагревании окислять металлы, стоящие в ряду напряжений после водорода. Продукты ее восстановления могут быть различными в зависимости от активности металла. При взаимодействии с малоактивными металлами кислота восстанавливается до SO2:
Hg + 2H2SO(конц.) = HgSO4 + SO2 + 2H2O.
При взаимодействии с более активными металлами продуктами восстановления могут быть как SO2, так и свободная сера и сероводород:
Cd + 2H2SO(конц.) = CdSO4 + SO2 + 2H2O;
3Zn+ 4H2SO(конц.) = 3ZnSO4 + S + 4H2O;
4Mg + 5H2SO(конц.) = 4MgSO4 + H2S + 4H2O.
В этих реакциях часть молекул серной кислоты играют роль среды.
– Азотная кислота является сильнейшим окислителем за счет N+5. Продукты восстановления различны и зависят от концентрации кислоты и активности металла:
HNO3 → NO2 → NO → N2O → N2 → NH4NO3.
При реакциях с концентрированной кислотой чаще всего выделяется NO2. При взаимодействии разбавленной азотной кислоты с малоактивными металлами выделяется NO. В случае более активных металлов выделяется N2O. Сильно разбавленная азотная кислота взаимодействует с активными металлами с образованием иона аммония, дающего с кислотой нитрат аммония.
Ag + 2HNO(конц.) = AgNO3 + NO2 + H2O;
3Ag + 4HNO(разб.) = 3AgNO3 + NO + H2O;
4Mg + 10HNO(разб.) = 4Mg(NO3)2 + N2O + 5H2O;
4Ca + 10HNO(оч. разб.) = 4Ca(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O.
Al, Fe, Cr концетрированной азотной кислотой пассивируются.
3. Со щелочами реагируют металлы, дающие амфотерные гидроксиды (бериллий, цинк, алюминий, олово, свинец), а также металлы, обладающие высокими степенями окисления в присутствии сильных окислителей:
Be + 2NaOH + 2H2O = Na2[Be(OH)4] + H2;
2Mo + 4KOH + 3O2   2K2MoO4 + 2H2O.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.     Почему металлический натрий (кальций) хранят под слоем керосина?
2.     Какие металлы реагируют с кислотами?
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
Опыт 1. Взаимодействие металлов с водой
В кристаллизатор с водой добавить несколько капель фенолфталеина. Пинцетом достать кусочек натрия (или кальция) из склянки, где он хранится под слоем керосина, и высушить его фильтровальной бумагой. Ножом отрезать небольшую часть (размером со спичечную головку) и пинцетом перенести в кристаллизатор с водой. Что наблюдается?
Требования к результатам опыта
1. Составить уравнение реакции взаимодействия натрия с водой.
2. Сделать вывод, какие металлы взаимодействуют с водой
Опыт 2. Действие разбавленной и концентрированной серной кислоты на металлы
  • В три пробирки налить по 2–3 мл разбавленной серной кислоты и опустить в одну из них кусочек железа, в другую – цинка, в третью – меди. Какие металлы реагируют с кислотами?
  • (Проводить в вытяжном шкафу!) В две пробирки налить по 2–3 мл концентрированной серной кислоты. В одну из них опустить кусочек цинка, в другую – кусочек меди. Обе пробирки слегка нагреть. Наблюдать выделение серы и по запаху определить выделяющийся газ в первой пробирке. Какой газ выделяется во второй пробирке?
Требования к результатам опыта
1. Составить уравнения реакций взаимодействия металлов с разбавленной серной кислотой.
2. Сделать вывод, какие металлы взаимодействуют с разбавленной серной и соляной кислотами.
3. Составить уравнения реакций взаимодействия цинка и меди с концентрированной серной кислотой.
4. Сформулировать правило взаимодействия металлов с концентрированной серной кислотой.

Опыт 3. Действие разбавленной и концентрированной азотной кислоты на металлы
  • (Проводить в вытяжном шкафу!) В две пробирки налить по 2–3 мл разбавленной азотной кислоты и опустить в одну из них кусочек цинка, в другую – кусочек меди. Слегка нагреть обе пробирки. Наблюдать выделение газа.
  • (Проводить в вытяжном шкафу!) В две пробирки налить по 2–3 мл концентрированной азотной кислоты и опустить в одну из них кусочек цинка, в другую – кусочек меди. Какой газ выделяется?
Требования к результатам опыта
1. Составить уравнения реакций взаимодействия цинка и меди с разбавленной азотной кислотой.
2. Составить уравнения реакций взаимодействия цинка и меди с концентрированной азотной кислотой.
3. Сформулировать правило взаимодействия металлов с концентрированной и разбавленной HNO3.

Опыт 4. Действие щелочи на металлы
В две пробирки налить по 2–3 мл концентрированного раствора щелочи. В одну из них насыпать небольшое количество цинковых опилок, в другую – алюминиевого порошка. Если реакция не идет, слегка нагреть. Когда начнется интенсивное выделение газа, поднести к отверстиям пробирок зажженную лучинку. Что наблюдается?
Требования к результатам опыта
1. Составить уравнения реакций взаимодействия цинка и алюминия с раствором щелочи.
2. Сделать вывод, какие металлы реагируют со щелочами.

Задание для отчета.
1.      Провести реакции взаимодействия металлов с водой, щелочами, разбавленными и концентрированными растворами серной и азотной кислот.
2.     Выполнить требования к результатам опытов.
3.     Оформить отчет в виде таблицы.
4.     Решить задачу.
5.     Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
6.     Написать соответствующие уравнения реакций.



ХОД РАБОТЫ
п/п
Краткая запись работы, что брали, что делали
Краткая запись наблюдений
Опыт1


Опыт2


Опыт3


Опыт4


Вывод:

Контрольные вопросы при защите (индивидуальные варианты)
1. Закончить и уравнять реакции:
а) Ba + H2O = …; б) Sn + NaOH + H2O = …;
в) Sn + HNO3 (разб.) = …; г) Hg + H2SO4 (конц.) = ….
2. Закончить и уравнять реакции:
а) Cd + H2SO4 (разб.) = …; б) Be + NaOH + H2O = …;
в) Bi + HNO3 (конц.) = …; г) Li + H2O = ….
3. Какие из перечисленных металлов (Mg, Mn, Hg, Au, Al, Cd, Ag) растворяются в разбавленной H2SO4? Написать уравнения реакций.
4. Закончить и уравнять реакции:
а) Mg + HNO3 (разб.)= …; б) Sn + KOH + H2O = …;
в) Ni + H2SO4 (конц.) = …; г) W + HNO3 + HF = H2[WF8] + ….
5. Закончить и уравнять реакции:
а) Ga + NaOH + H2O = …; б) Bi + HNO3 (разб.) = …;
в) La + H2O =* …; г) Co + H2SO4 (конц.) = ….
*Электродный потенциал лантана –2,55 В.
6. Закончить и уравнять реакции:
а) Rb + H2O = …; б) W + Na2CO3 + NaNO3  Na2WO4 + …;
в) Be + KOH + H2O = …; г) Sn + HCl = ….
7. Закончить и уравнять реакции:
а) Pb + NaOH + H2O = …; б) Fe + O2 = …;
в) Ni + HNO3 (конц.) = …; г) La + H2SO4 (разб.) =* ….
* Электродный потенциал лантана –2,55 В.
8. Закончить и уравнять реакции:
а) Ga + H2SO4 (разб.) =* …; б) Cd + HNO3 (конц.) = …;
в) Sr + H2O =* …; г) Al + C   →….
* Электродный потенциал стронция –2,88 В, галлия –0,53 В.
9. Закончить и уравнять реакции:
а) Mn + HNO3 (разб.) = …; б) Al + KOH + H2O = …;
в) Ca + H2O = …; г) Fe + H2SO4 (разб.) = ….
10. Закончить и уравнять реакции:
а) Ta + HNO3 + HF = H2[TaF7] + …; б) Cs + H2O = …;
в) Ag + HNO3 (разб.) = …; г) Al + HCl = ….
11. Закончить и уравнять реакции:
а) Zr + HNO3 + HCl = ZrCl4 + …; б) Rb + H2O = …;
в) Mn + HNO3 (конц.) = …; г) Sn + KOH + H2O = ….
12. Закончить и уравнять реакции:
а) Mo + NaNO3 + NaOH  → Na2MoO4 + … ; б) Ni + H2SO4 (разб.) = …;
в) Ni + H2SO4 (конц.) = …; г) Mg + H2O  … .
13. Закончить и уравнять реакции:
а) Na + H2 = …; б) Zn + CH3COOH = …;
в) Sn + H2SO4 (конц.) = …; г) Ca + HNO3 (оч. разб.) = ….
14. Закончить и уравнять реакции:
а) Hg + HNO3 + HCl = HgCl2 + …; б) Co + HNO3 (конц.) = …;
в) K + H2O = … ; г) Sc + H2SO4 (разб.) =* ….
* Электродный потенциал скандия –2,01 В.
15. Какие из перечисленных металлов (Cu, Ca, Hg, Au, Fe, Cr, Ag, Al) растворяются в HCl? Написать уравнения реакций.
16. Закончить и уравнять реакции:
а) Nb + HNO3 + HF = H2[NbF7] + …; б) Li + N2 = …;
в) Pb + KOH + H2O = …; г) Fe + HNO3 (разб.) = ….
17. Закончить и уравнять реакции:
а) V + KOH + O2  КVО3 + …; б) Sn + HNO3 (конц.) = H2SnO3 + …;
в) Ag + H2SO4 (конц.)  → …; г) Mn + H2SO4 (разб.) = ….
18. Закончить и уравнять реакции:
а) Pt + HNO3 + HCl = H2[PtCl6] + …; б) Fe + H2SO4 (конц.)  …;
в) Al + S   →…; г) Sn + KOH + H2O = … .
19. Закончить и уравнять реакции:
а) Fe + Cl2 = …; б) Be + KOH + H2O = …;
в) Cd + HNO3 (разб.) = …; г) Sn + H2SO4 (разб.) = ….
20. Закончить и уравнять реакции:
а) Ca + H2 = …; б) Mn + HCl = …;
в) Mo + Na2CO3 + NaNO3  Na2MoO4 + …; г) Cd + HNO3 (разб.) = ….



Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка


Лабораторная работа № 10
Получение гидроксида металла и изучение его свойств.
Цель занятия: Получить лабораторным способом и изучить  свойства гидроксида металла.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований
Оснащение рабочего места:пробиркодержатель, пробирки, воронка, реактивы:
1. Оксид кальция СаО;
2. Гидроксид калия КOH;
3. Соляная кислота HCl;
4. Сульфат меди СuSO4;
5. Сульфат цинка ZnSO4;
6. Индикатор фенолфталеин;
7. Индикатор феноловый красный;
8. Индикатор лакмус;
9. Индикатор бромтимоловый синий.

Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус.
2. Осторожно приливать растворы в пробирку, воспользоваться воронкой.
3. Наливая растворы, этикетку держать повернутой вверх, чтобы капли раствора не попали на этикетку.
4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
5. После работы вымыть руки с мылом.




Гидроксиды – это вещества, которые диссоциируют в водных растворах с отщеплением аниона гидроксогруппы ОН¯.
Растворимые гидроксиды (щёлочи) можно получить взаимодействием щелочных и щёлочно-земельных металлов или их оксидов с водой. Нерастворимые гидроксиды получают действием щёлочей на соль соответствующего металла.
Все растворимые гидроксиды по своим химическим свойствам являются основными, то есть взаимодействуют только с кислотными оксидами и кислотами. Среди нерастворимых гидроксидов встречаются амфотерные – это, например, гидроксиды цинка Zn(OH)2 и алюминия Al(OH)3 – которые обладают двойственным химическим характером, взаимодействуя как с кислотными оксидами и кислотами, так и с основными оксидами и щёлочами.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Какие неорганические соединения относятся к классу гидроксидов?
2. Как формируются названия гидроксидов?
3. Какими способами можно классифицировать гидроксиды?
4. Чем амфотерные гидроксиды отличаются от основных?
5. Гидроксиды каких элементов являются амфотерными?
6. Какие гидроксиды называют щёлочами?
7. Как определить, какой оксид соответствует данному гидроксиду?
8. Какие гидроксиды могут образовывать основные соли?
Опыт №1Взаимодействие гидроксида калия с индикаторами
Наличие растворимого гидроксида можно установить с помощью таких индикаторов как, например, фенолфталеин, феноловый красный, лакмус, бромтимоловый синий.
Методика опыта. В четыре пробирки наливаем по 2 мл раствора гидроксида калия КOH и добавляем в первую пробирку одну каплю индикатора фенолфталеина, во вторую пробирку – одну каплю индикатора фенолового красного, в третью пробирку – одну каплю индикатора лакмуса, в четвертую пробирку – одну каплю индикатора бромтимолового синего. В растворе гидроксида калия индикаторы фенолфталеин и феноловый красный имеют красную окраску, лакмус – фиолетовую, бромтимоловый синий – синюю.
Сделайте вывод о возможности использования данных индикаторов для установления наличия растворимого гидроксида.
Опыт №2. Получение гидроксида кальция
Гидроксиды щелочных и щёлочно-земельных металлов можно получить взаимодействием соответствующих оксидов с водой.
Методика опыта. В пробирку вносим небольшое количество порошка оксида кальция СаО и добавляем 4-5 мл дистиллированной воды. После растворения оксида кальция добавляем каплю фенолфталеина – раствор окрашивается в красный цвет, что подтверждает наличие в нём растворимого гидроксида.
Составьте уравнение взаимодействия оксида кальция с водой в молекулярном и ионно-молекулярном виде.
Сделайте вывод о данном способе получения основных гидроксидов.
Опыт №3. Получение гидроксида меди и доказательство его основности
Основными являются гидроксиды, которые взаимодействуют с кислотами, но не взаимодействуют со щёлочами.
Методика опыта. В пробирку наливаем 3-4 мл раствора сульфата меди СuSO4 и по каплям добавляем раствор гидроксида калия КOH до выпадения осадка гидроксида меди голубого цвета.
Составьте уравнение взаимодействия сульфата меди с гидроксидом калия в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.
Полученный осадок гидроксида меди делим на две части, перенося половину его в другую пробирку. К одной половине осадка добавляем по каплям раствор соляной кислоты HCl до растворения осадка.
Составьте уравнение взаимодействия гидроксида меди с соляной кислотой в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.
Ко второй половине осадка добавляем ещё небольшое количество раствора гидроксида калия – изменений не наблюдается.
Сделайте вывод о свойствах основных гидроксидов.



Опыт №4. Получение гидроксида цинка и доказательство его амфотерности
Амфотерными являются гидроксиды, которые взаимодействуют и с кислотами и со щёлочами.
Методика опыта. В пробирку наливаем 3-4 мл раствора сульфата цинка ZnSO4 и по каплям добавляем раствор гидроксида калия КOH до выпадения осадка гидроксида цинка белого цвета.
Составьте уравнение взаимодействия сульфата цинка с гидроксидом калия в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.
Полученный осадок гидроксида цинка делим на две части, перенося половину его в другую пробирку. К одной половине осадка добавляем по каплям раствор соляной кислоты HCl до растворения осадка.
Составьте уравнение взаимодействия гидроксида цинка с соляной кислотой в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.
Ко второй половине осадка добавляем по каплям раствор гидроксида калия КОН до растворения осадка.
Составьте уравнение взаимодействия гидроксида цинка с гидроксидом калия в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.
Сделайте вывод о свойствах амфотерных гидроксидов.
Задание для отчета.
3.     Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
4.     Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
п/п
Краткая запись работы, что брали, что делали, уравнение реакции
Краткая запись наблюдений
Опыт №.1.


Опыт №.2.



Опыт №.3.


Опыт №.4.



Вывод:

Контрольные вопросы при защите:
1. Какие гидроксиды могут быть получены непосредственным взаимодействием металла с водой?
2. Какие гидроксиды могут быть получены взаимодействием соответствующих оксидов с водой?
3. Взаимодействием каких веществ между собой могут быть получены нерастворимые гидроксиды?
4. Как можно обнаружить наличие в растворе гидроксид-ионов?
5. С какими неорганическими веществами могут взаимодействовать растворимые гидроксиды? Какие продукты получаются в результате этих реакций?
6. С какими неорганическими веществами могут взаимодействовать нерастворимые гидроксиды? Какие продукты получаются в результате этих реакций?
7. Как практически можно убедиться в амфотерных свойствах гидроксида?
8. Какие гидроксиды способны разлагаться при нагревании? Какие вещества получаются в результате разложения?
Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка



Лабораторная работа № 11
Сравнение химических свойств органических и неорганических кислот
Цель занятия:
§ Подтвердить на опыте химические свойства органических и неорганических кислот, обусловленных присутствием в них иона водорода.
§ Охарактеризовать общие свойства органических и неорганических кислот
 § Проверить экспериментально свойства уксусной кислоты, обусловленные наличием карбоксильной группы
§ *Исследовать свойства аминокислот, доказать амфотерный характер аминокислот.
§ Закрепить правила техники безопасности при выполнении практической работы.
Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований
Оснащение рабочего места: пробиркодержатель, штатив с пробирками, стеклянная палочка, цинка гранулы, медная проволока, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага, растворы: карбоната калия, силиката калия, HСl, NaOH, CН3СООН.
Особые правила по технике безопасности:
1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус.
2. Осторожно приливать растворы в пробирку, воспользоваться воронкой.
3. Наливая растворы, этикетку держать повернутой вверх, чтобы капли раствора не попали на этикетку.
4. После работы вымыть руки с мылом.
5. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.
Общие способы получения неорганических и органических кислот и их свойства вам уже известны. Однако карбоновые кислоты обладают специфическими свойствами, обусловленными присутствием функциональной карбоксильной группы – СООН. Аминокислоты отличаются по свойствам от неорганических и карбоновых кислот наличием двух функциональных групп –NН2 (придает основные свойства) и –СООН (придаёт кислые свойства). По свойствам аминокислоты являются амфотерными соединениями.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1.     Какие соединения относятся к азотсодержащим?
2.     Какое строение имеют аминокислоты? Какую важную роль они играют в природе?
3.     Какие цветные реакции характерны для определения белков?
4.     Что такое первичная, вторичная, третичная структура белка?
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Не забудьте важное условие проведения опытов! Экономно используйте реактивы!
Опыт 1: действие на индикаторы.
В одну пробирку налейте 1-2 мл неорганической кислоты в другую 1-2 мл органической кислоты добавьте индикатора. Как изменился цвет?
 Сделайте вывод о способе распознавания кислот.
Опыт 2: взаимодействие кислот с металлами.
.В две пробирки добавьте 1-2 мл неорганической кислоты и поместите в первую гранулу цинка, а во вторую пробирку- кусочек медной проволоки. Что наблюдаете?
В две пробирки добавьте 1-2 мл органической кислоты и поместите в первую гранулу цинка, а во вторую пробирку- кусочек медной проволоки.
Что наблюдаете?
Сформулируйте вывод о взаимодействии неорганических и органических кислот с металлами.
Сформулируйте вывод о взаимодействии неорганических и органических кислот с металлами.
Опыт 3: взаимодействие кислот с основаниями
В две пробирки добавьте 1-2 мл гидроксида натрия (гидроксида калия) и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. В первую пробирку прилейте 1-2 мл неорганической кислоты, а во вторую пробирку - столько же раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?
Опыт 4: взаимодействие кислот с солями
В две пробирки добавьте 1-2 мл карбоната калия. В первую пробирку прилейте 1-2 мл неорганической кислоты, а во вторую пробирку- раствора органической кислоты. Что наблюдаете?
В две пробирки добавьте 1-2 мл силиката калия В первую пробирку прилейте 1-2 мл неорганической кислоты, а во вторую пробирку- раствора органической кислоты. Что наблюдаете?
Задание для отчета.
1.      Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
2.      Написать соответствующие уравнения реакций.
ХОД РАБОТЫ
По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Номер опыта
Вещества
Уравнение реакции
Условия реакции, признаки
Вывод
1
Соляная кислота




Уксусная кислота



2
Соляная кислота




Уксусная кислота



3
Соляная кислота



Уксусная кислота




4
Соляная кислота




Уксусная кислота



Общий вывод:
Контрольные вопросы при защите:
1. Почему реакцию нейтрализации щёлочи кислотой следует проводить в присутствии индикатора? А при нейтрализации гидроксида железа (III) соляной кислотой индикатор не нужен?
2. Если открыть склянку с концентрированной соляной кислотой и дунуть над ее отверстием, появится «дымок». Почему слово «дымок» взято в кавычки?
 3. Что такое «ледяная» уксусная кислота?
4. *Почему аминокислоты проявляют двойственную химическую функцию?


Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Цель работы: Определить, используя характерные реакции, какое вещество находится в каждой пробирке.
Оборудование и реактивы: пробирки, водяная баня, растворы уксусной кислоты, фенола, глицерина, формальдегида, лакмус, стружки магния, бромная вода, раствор хлорида железа (III), раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, аммиачный раствор оксида серебра (I).

Выполнение работы.
В четырех пробирках даны растворы уксусной кислоты, фенола, глицерина и формальдегида.
Используя характерные реакции, определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Составьте в тетради план решения задачи в виде таблицы, куда запишите свои наблюдения.
          Реактив     

Номер пробирки,
формула исследуемого вещества




1.




2.




3.




4.







Под таблицей напишите уравнения реакций. Назовите все полученные органические вещества. Сделайте вывод о том, в какой пробирке находится каждое из предложенных веществ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ
1. Приведите уравнения характерных реакций на фенол, глицерин и альдегид. Укажите условия протекания реакций.
2. В четырех пробирках находятся: глицерин, формальдегид, муравьиная и уксусная кислоты. Распознайте данные вещества, приведите уравнения соответствующих реакций.
3. Как можно доказать присутствие муравьиной кислоты в уксусной кислоте?
4. Предложите химический способ очистки этанола от примеси уксусной кислоты. Приведите уравнение реакции.
5. Как можно отличить этиловый спирт от глицерина? Ответ подтвердите уравнением реакции.
6. Вещество «А» представляет собой бесцветную жидкость со своеобразным запахом, легче воды и хорошо в ней растворяющуюся. При нагревании этого вещества в присутствии концентрированной серной кислоты образуется газ «В» легче воздуха. Взаимодействуя с бромоводородом, «В» образует тяжелую жидкость «С». Приведите формулы веществ «А», «В» и «С». Напишите уравнения реакций.
7. Соединение «А» - белое кристаллическое вещество, окрашивающее пламя в фиолетовый цвет, хорошо растворимое в воде. При пропускании газа «В» через водный раствор вещества «А» происходит его помутнение, связанное с образованием мало растворимого в воде, но хорошо растворимого в щелочи вещества «С», обладающего характерным запахом. Приведите формулы веществ «А», «В» и «С». Напишите уравнения реакций.


Дата
Работу выполнил студент:
Группа
Работу проверил преподаватель



Иванникова Л.А.
Оценка



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ  ЗАДАЧИ ПО ТЕМАМ «МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ», «НЕМЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ»
Цель работы: Систематизировать знания по неорганической и органической химии, выполнить одну из задач на распознавание неорганических и органических веществ.
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель для пробирок, набор необходимых реактивов для распознавания неорганических и органических веществ, исследуемые неорганические и органические вещества.
В данной практической работе необходимо выполнить одну из экспериментальных задач.
Задача 1. В шести пронумерованных пробирках содержатся водные растворы веществ: FeSO4, Pb(NO3)2, Mn(NO3)2, H2O2, H2SO4, NaOH. Определите содержимое каждой пробирки с помощью только растворов указанных веществ, не пользуясь другими реактивами. Напишите уравнения реакций, которые могут быть использованы для идентификации этих веществ. Ответ оформите в виде таблиц (см. табл. 1 и табл. 2). В графах этих таблиц укажите характерные признаки продукта реакции, образующегося при взаимодействии каждого из шести предложенных веществ с каждым другим веществом.
Таблица 1 – Форма записи результатов по идентификации веществ в задаче 1
Мысленный эксперимент
Вещество
FeSO4
Pb(NO3)2
Mn(NO3)2
H2O2
H2SO4
NaOH
FeSO4
х





Pb(NO3)2

х




Mn(NO3)2


х



H2O2



х


H2SO4




х

NaOH





х
Таблица 4 – Форма записи результатов по идентификации веществ в задаче 1
Реальный эксперимент
Номер пробирки
1
2
3
4
5
6
Вывод
1
х






2

х





3


х




4



х



5




х


6





х

Запишите уравнения соответствующих реакций. Сделайте вывод.
Задача 3. В семи пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: AlCl3, Na2CO3, H2SO4, K2SO4, BaCl2, NaOH и лакмуса. Используя в качестве реактивов только эти растворы, определите, под каким номером находится каждое из названных веществ. Предложите план анализа и напишите уравнения проводимых реакций.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ
1 На каких реакциях основано обнаружение азота и серы в органических
веществах? Какие при этом встречаются трудности?
2 В чем заключается определение галогенов в органических веществах?
Запишите все уравнения реакций, на которых основано их определение.
3. Каково значение металлов для жизнедеятельности живых организмов?
4. Приведите примеры (5-10) и уравнения реакций процессов, которые протекают при приготовлении пищи.
5. Какие вещества находят применение в профессиональной деятельности повара, кондитера? Приведите 5-10 примеров. Запишите название и формулы веществ (простых или сложных).
6. Где находят применение практические навыки распознавания веществ в быту?



ИТОГ:
Если вы добросовестно занимались в течение года, вам, безусловно, будет интересно узнать насколько вы хорошо овладели практическими умениями и можете применять химические знания при выполнении химического эксперимента.
Результаты проведённых опытов сохраняйте до тех пор, пока их не посмотрит преподаватель; от этого зависит в первую очередь оценка вашей работы
Отчёт об экспериментальной работе оформляйте по ходу эксперимента, чтобы не упустить важных деталей.
Пробирочные опыты можно не зарисовывать, но уравнения химических реакций, их признаки, условия, ваши наблюдения записывать обязательно. Это входит в оценку вашей работы.
И ещё, будут учтены самостоятельность в проведении химического эксперимента, чистота и порядок на рабочем месте, расход реактивов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий